Психология общения

Психология общения – комплекс приемов, помогающий стать более уверенным в себе и как следствие завоевать расположение в обществе. Иногда это бывает нужно на бытовом уровне, но чаще всего, это требуется для того, чтобы успешно осуществлять рабочую деятельность. Те, кто запросто находят язык с окружающими, гораздо более успешны на работе и в личной жизни. Как добиться этого?

Психология общения: законы и сущность

Любое слово, жест, интонация могут влиять на вашего собеседника. Он составляет определенное мнение о вас – можно ли вам доверять и следует ли сотрудничать или просто общаться с вами дальше. Это и есть психология общения.

Психология общения всегда присутствует в речи – осознаем мы это или нет, хотим мы этого или просто действуем бессознательно, полагаясь на собственные умения, навыки и чутье. Там где есть два собеседника, там есть общение и, соответственно, есть восприятие, а значит и психология. Незнание законов общения не освобождает нас от действия. Итак, как правильно общаться, как научиться влиять на слушателя, причем влиять так, чтобы его действия и решения были желательными для нас?

Правила психологии общения

  1. Говорите так, как удобно слушателям вас воспринимать. В силу развития и тех или иных привычек мы выражаем свои мысли определенным образом. Это привычно для нас, но мало кто задумывается над тем, удобно ли это для собеседника?

    Речь, чтобы быть понятой, выступление, чтобы быть доступным, переговоры, чтобы они были с благополучным исходом, должны быть просты, ясны и доходчивы. Голос непременно должен быть поставленным, с хорошей дикцией, без акцента, интонация должна быть выразительной, эмоции должны быть четкими. Интонационные акценты, в отличие от бессвязной и невыразительной монологичной речи, помогают слушателю правильно воспринимать вас, а возможно воспринимать вас так, как этого хотите вы. Психология общения неразделимо связана с риторикой – наукой, цель которой состоит в том, чтобы сделать речь эффективным инструментом говорящего.

  2. Подстройтесь под собеседника. Если человек малоэмоционален, ведет себя тихо, не стоит давить на него громким голосом и вести себя эксцентрично и наоборот, если ваш собеседник активен, разговаривает на повышенных тонах, то постарайтесь вести себя так же. Если вы подстраиваетесь под манеры собеседника, то ваше влияние на него будет весомым. То есть если вы становитесь схожи с ним, то он бессознательно начинает отождествлять вас со своей персоной, а это, в свою очередь, вызывает доверие с его стороны.

    Не факт, что сделать это получится сразу, не беда, просто расслабьтесь и ведите себя естественно, чтобы не выглядеть глупо. Не копируйте собеседника буквально – это вызовет негатив и неправильное понимание ваших намерений.

  3. Главное правило: исключите отрицательные обороты. Слово «нет», если вы хотите завоевать доверие и произвести хорошее впечатление слушателя, должно отсутствовать. Если приходится отказывать, то сделайте это максимально тактично и откройте для собеседника выгоды, которые ждут его даже в случае отказа.

    Каждый из нас считает себя уникумом, мы дорожим своими мыслями, тем более, если произносим их вслух при множестве людей. Возражение, отрицание этого, вроде: «Нет, на самом деле…» вызывает негативную реакцию. Ваш ответ или несогласие «бьет» по предыдущему монологу, превращая собеседника и друга в оппонента, и разговор идет уже совсем не в том ключе, в котором вы изначально его вели.

    Слово «нет» в разговоре – это своего рода пощечина. Множество литературы, особенно литературы для бизнесменов посвящено искусству говорить «нет» или искусству завуалировано говорить это слово, без его использования.

    Люди слишком часто отрицают что-либо – когда надо и когда не надо. Прислушайтесь к разговорам и вы услышите, что практически все нарушают самое главное правило психологии общения:

    «Нет, это ясно…»
    «Нет, я просто хотел сказать...»
    «Нет, посмотрите...»

    Выражая свою точку зрения слово «нет» произносить не обязательно, если мы убираем его, то смысл высказывания остается, а негативная реакция отпадает.

    Приведем пример, на котором легко заметить ненужность и отрицательное влияние отрицания:

    - Покупайте автомобили отечественного производства! Конечно подержанные «мерсы» и «бумеры» гораздо лучше, но хотим опровергнуть это – нет, машины «АвтоВАЗа» с учетом начальной цены покупать выгоднее».

    Если заменить последнее предложение на следующее: «В итоге, машины «АвтоВАЗа», с учетом начальной цены покупать выгоднее», то мы заметим, что смысл высказывания кардинально изменился и отрицание в нем не так сильно:

    - Покупайте автомобили отечественного производства! Конечно подержанные «мерсы» и «бумеры» гораздо лучше, но машины «АвтоВАЗа», в итоге, с учетом начальной цены покупать выгоднее».

Человек действует и определяет свои последующие действия, исходя из вполне объяснимых законов психики. Для того чтобы быть успешным, не обязательно переворачивать горы, достаточно уяснить несколько нюансов. Удачи!